Борис Бергер — художник, креатор, видавець, режисер. Виставки, перформанси, відеопроекти, фільми, література, книги, вибори, театральні постановки — чим тільки не займався ББ. Він відомий також як автор тисяч космозікерів — маленьких скульптур з фольги, каміння і скла. Культуртрегер. А тепер, після 16 років життя в Німеччині і Росії, арт-директор єдиного в світі музею «САЛО», який відкрито у Львові.
ШО Музей «САЛО». Це свого роду культурна провокація?
— Да, конечно, это культурная провокация. «САЛО» — это как «Дизель», «Левис», это такое магическое слово, которое является брендом.
ШО Як довго ти думав над ідеєю цього музею?
— Идея — это мысль, а мысль — это космическое существо, которое приходит к тебе из космоса. Это живое существо, как мы с тобой. Оно приходит из космоса к тебе, внутрь тебя, ты просто рамка, просто проекция. Она заполняет тебя, и ты ничего не можешь с этим поделать. И моя жена Таня Мун сказала: «Боря, едь и сделай это, иначе это сделает кто-то другой и ты будешь недоволен». Я приехал, встретил Марка Зархина, и он поддержал этот проект. Он сказал: «Только здесь и только со мной». Я согласился, и возник такой проект. Друзья‑художники помогли. Самое главное, что можно сделать тысячи выставок и это ничем тебе не поможет и ничего тебе не принесет, а можно сделать один музей «САЛО». Это единый арт-объект, который как живой организм.
ВІКІПЕДІЯ САЛА
Сало здавна користувалося в українcькому народі особливою популярністю. Йому віддавали перевагу, навіть не підозрюючи, що воно містить багато корисних речовин, необхідних для людського організму. І насамперед — арахідонову кислоту, яка належить до ненасичених жирів і бере участь в утворенні багатьох гормонів, а отже, в холестериновому обміні.
Справжньою батьківщиною сала є зовсім не Україна і навіть не Росія. Батьківщиною сала правильніше вважати Італію. Саме там три тисячі років тому з’явилася ідея використовувати свинячий жир як дешеву і калорійну їжу для рабів, що працювали на мармурових каменоломнях.
ШО Розкажи, будь ласка, детальніше про Музей «САЛО», що це за місце?
— Во-первых, это очень серьезная международная выставка, в которой участвуют очень серьезные художники. Например «Синие носы», на мой взгляд, это арт-группа номер один в России. Представлены карикатуры Андрея Бильжо. Он глава сети ресторанов «Петрович», ресторатор и сам по себе человек-демиург. Ему понравился этот проект, и специально для нашей выставки он сделал серию картин на тему сала. Первая выставка объединяет совершенно разных художников Украины, Литвы, Германии, России, США, Беларуси. Здесь присутствуют работы львовских художников, и это важно, потому что в этом — определенный кайф. Здесь есть объект «Голубое сало Владимира Сорокина», инсталляция по мотивам книги «Голубое сало». Это мой самый любимый роман современной русской литературы. Андрей Битов — земляк Сорокина, из Петербурга, придумал памятник салу. Кучма не захотел, чтоб этот памятник поставили на Бессарабском рынке, а теперь он стоит у нас. Правда, он должен был быть больше…
«Художник все время находится в поисках выставочной площадки, актуальной выставочной площадки, и «САЛО» — такое место, где люди смогут реализовать свои проекты, амбиции»
Музей «САЛО» — это культурная площадка, которая будет объединять разных людей. Сто лет назад в Париже появилось кафе «Ротонда», где собирались Пикассо, Модильяни, Сальвадор Дали, это породило очень много направлений современного искусства. Художник все время находится в поисках выставочной площадки, актуальной выставочной площадки, и «САЛО» — такое место, где люди смогут реализовать свои проекты, амбиции.
Наш музей маленький, к сожалению, но, возможно, будет что-то побольше. И там должно быть как на Винзаводе в Перми, как это происходит в Париже, как это происходит в Берлине.
ШО Як часто буде змінюватись експозиція музею і чого ще слід очікувати?
— Экспозиция будет меняться каждые два месяца. И сейчас мы начинаем два фестиваля. Задействовано такое количество людей, такое количество идей, что это не может называться культурной программой музея-ресторана. Тот культурный план, который мы готовим, — это программа двух больших фестивалей. Это должно быть предельно местным и предельно украинским, в принципе это началось как международный проект, а сейчас я бы хотел сделать украинский проект, чтобы наши люди, львовяне, украинцы проявили себя и показали, что они могут. Место уже известное, в интернете за ним следят — и как-то надо соответствовать.
Конечно, постоянно будет живая программа. Мы сделали заведение, оно как театр и должно каждый день что-то представлять. Люди должны там самовыражаться, без этого ничего не получится. Это очень важно и, наверное, это самое главное.
ШО В музеї продається журнал «САЛО», це одноразовий випуск?
— Я надеюсь, что журнал будет выходить каждые два-три месяца. А помимо журнала мы еще сделали партию «САЛО». Это, конечно, шутка, просто клубная карта, но скоро будет роздано 10 тысяч удостоверений. И можно будет заявить о партии «САЛО». А САЛО расшифровывается как «сила, активність, любов, освіта». В принципе так нормально, так должно быть. Друзья поддерживают. А в следующем номере будет много литературы, политики и очень много красивых фотографий.
ШО Окрім самого музею і журналу ти презентував дві колекції суконь.
— Да. В разгар проекта «САЛО», когда мы делали эксклюзивные платья для наших официанток, мы создали коллекцию «САЛО» — 14 красивых костюмов. В какой-то момент я устал, перевозбудился от проекта и ночью придумал проект «ЛЕВитация». Он посвящен старому Львову, и там совершено другая история. На платьях изображены известные архитектурные объекты Львова.
ВІКІПЕДІЯ САЛА
Сало в залежності від відгодівлі містить 88–94 відсотки чистого жиру, який за рівнем засвоюваності йде нарівні з молочним і риб’ячим жирами. Біологічна активність сала в п’ять разів вища, ніж яловичого жиру. За вмістом інших незамінних жирних кислот свиняче сало переважає вершкове масло. Окрім того, сучасна наука стверджує, що якість свинячого сала поліпшується при топленні. А його споживання в поєднанні з овочевими салатами попередить розвиток атеросклерозу.
ШО Яка цільова авдиторія музею «САЛО»?
— Пока это сложно понять. Естественно, гиды будут водить туристические группы. Но в принципе это направлено на львовскую молодежь и предполагает формирование светского общества, потому что оно нам нужно. Нам нужна своя богема. Львов был создан вельможами, сосланными в провинцию за плохое поведение при дворе в Вене. И они породили этот город, город кайфа, город развлечений. И сейчас Львов вошел в двадцатку самых модных городов Европы, а должен войти в десятку.
Я живу в Эссене, и в прошлом году он был культурной столицей Европы. Это такая программа, которая подразумевает большие деньги и большие проекты. Немцы перекрыли автобан, выстроили гигантский стол, выставили сосиску длиной 60 км, и 3 миллиона людей ее съели. Или два часа фейерверки стреляли под музыку Вагнера. Это нормально, так должно быть. И Львов должен вырулить в пятерку, он должен получить этот культурный статус. Я верю в Бога, Иисуса Христа, в Будду, в Джа, я верю, что Львов добьется статуса культурного центра Европы. Я для этого сюда приехал.
ШО А Львів, на твою думку, готовий до актуального мистецтва?
— Еще не готов, но я думаю, что будет готов. Это вопрос времени. Львов слишком расслабленный город, здесь живут люди-кошки, они такие прекрасные. Здесь можно прожить жизнь, ничего не делая. Вот в чем расслабление. Можно просто бухать, встречаться с друзьями. Это город, созданный для наслаждения, расслабления и прогулок. И мы будем делать его самым лучшим городом, потому что это наш город.
ШО Як вдалось поєднати сучасне мистецтво і ресторан?
— Ресторан — это элемент музея, потому что нельзя сделать «САЛО» без дегустации. Это просто эффектный элемент музея.
Мне кажется, что в нашем музее нам удалось создать правильную арт-ситуацию, что каждый миллиметр является объектом искусства. Если ты кушаешь голову Франца Иосифа, фаршированную мозгами, скульптуру из сала, то ты получаешь определенный эстетический кайф — и это есть перформанс. Когда пришел Боря Гребенщиков, он волновался, что ему принесут его голову, фаршированную мозгами, но, слава Богу, не дали. Когда приходят художники, они заказывают себе «Ухо Ван Гога» и получают от этого удовольствие… Мы ничего не делаем случайно.
ШО Ты сам любишь сало?
— Я сало очень люблю. Особенно галицкий шпондер Ларисы, жены Юры Соколова, который сделал стул Бойса.
ШО А в Німеччині сало їдять?
— Оно называется шпек, и немцы не очень любят его. Они и гречневую кашу не едят. Но когда ко мне приходят домой, и в моей семье делают галицкий шпондер, они его едят и говорят: а мы не едим сала.
ВІКІПЕДІЯ САЛА
Люди Середньовіччя їли сало у великих кількостях. Сам Святий Бенедикт, засновник ордену бенедиктинців, дозволив ченцям їсти сало. Монахи говорили, що «сало і свиня так само пов’язані між собою, як виноградна лоза і вино». Сало не лише їли — в Cередньовіччі ще й робили з нього свічки. Пахли вони не дуже, коптили, але світло все-таки давали. При свічках ченці переписували книги — так в темряві середньовіччя сало допомогло зберегти світло культури і передати його нам.
ШО Як ставишся до історії про українців і сало?
— Украинцев я просто люблю. Что касается сала, то тут такая история. Я еврей, у меня 14 поколений раввинов, жена моя — кореянка. В Германии мы едем в русский магазин, украинского там нет, покупаем сало, потом по рецепту Ларисы делаем галицкий шпондер и съедаем несколько килограмм.
А что касается музея, то можно было сделать все это чисто украинским аттракционом — шаровары, девушки в венках и все такое прочее, но мы сделали музей современного искусства, чтобы люди развивались.
ШО Але ти асоціюєш українців із салом?
— Ні, я вважаю, що це тупувато. А сало — це просто слово, просто хороше слово. И не в сале дело, сало — это удачная формулировка. Искусство балансирует на грани между дозволенным и недозволенным. Но там, где что-то делается — делается в культурном пространстве. У нас великолепное культурное пространство, и у нас очень талантливые люди. У нас очень талантливый город, много институтов, много всего и много талантливых людей, с хорошим вкусом.
ШО Ти народився і виріс у Львові, тут багато твоїх друзів, чи не був музей «САЛО» приводом повернутися в рідне місто?
— Я очень хотел сюда вернуться. И сейчас я понял, что мне интересна украинская молодежь, это очень классные люди, и мне хочется, чтоб у них была возможность реализоваться. А Львов изменился, я теперь вижу, что это крутой туристический центр, как Амстердам. Но только я не хочу, чтоб он стал туристической проституткой.
ШО Чи плануєш інші подібні проекти?
— Хочу створити фільм про Львів, путівник «Невідомий Львів», хочу показати нову українську талановиту генерацію, наше відчуття цього міста і львівську сецесію, яка впливає на розум і на поведінку людей. Хочу зробити альбом про Личаківський цвинтар, це наш Пер-Лашез. Все це зробимо ми дуже швидко, бо маємо сили і натхнення.
Офіційний сайт:
https://www.facebook.com/salo.modern.art